Причёски Бьорк
Фото: Juergen Teller
Время чтения: 7 минут
Стиль исландской певицы Бьорк не менее узнаваем, чем её тембр голоса и подход к творчеству. В одиннадцатилетнем возрасте она выпустила свой первый альбом, ставший популярным в Исландии. А мировую известность и узнаваемость получила после выхода альбома Debut в 1993 году. Артистка фактически придумала свой стиль звучания, который основывается на сочетании разных музыкальных жанров от электроники и рока до классики и джаза.
Бьорк в 1993 году
Сценические образы и публичные выходы Бьорк не раз становились предметом обсуждения. Одним из таких поводов стал выход артистки в платье-лебедь от дизайнера Marjan Pejoski (Марьян Пейоски) и с распущенными волосами на 73-й церемонии вручения «Оскар» в марте 2001 года. Кинодебютом и поводом к появлению на красной ковровой дорожке Бьорк стала главная роль в фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» и написание к нему саундтрека. Выбор платья Бьорк объясняла тем, что эта птица ассоциируется с творчеством одного из главных хореографов и кинорежиссёров в истории американского кино Басби Беркли. Его главная постановка — танец лебедей.
Бьорк в 2000-2001 году
Благодаря дискографии певицы можно отследить не только музыкальные прорывы, но и эксперименты с волосами и самой собой, двигаясь от альбома к альбому. Её природные данные способствовали яркому сценическому самовыражению. Она умело миксует свои объёмные тёмные волосы, «нетронутые» брови и голубые глаза со сложными причёсками, соседствующими с фантазийными и сказочными нарядами.
На обложки первых трёх альбомов — Björk (1977), Debut (1993) и Post (1995) — Бьорк поместила себя с волосами средней длины и минимальным стайлингом. Затем начались эксперименты: обложки следующих восьми альбомов отличаются яркими и своеобразными конструкциями на голове, через которые не сразу узнаёшь певицу.
Например, в работе над альбомом Homogenic (1997) принимал участие британский дизайнер Александр Маккуин. Для Бьорк он разработал платье, состоящие исключительно из колокольчиков золотого цвета. В нём же она снялась для клипа Who Is It. Дополнением к необычному наряду стали мелкие косички, которые обрамляли лицо. Обложку Homogenic также стилизовал Маккуин. Причёска, напоминающая принцессу Лею из «Звёздных войн», состояла из двух накрученных прядей волос. Такие конструкции носили незамужние женщины племени хопи. Причёска становилась символом того, что девушка готова выйти замуж и стать матерью. Девушкам делали их мамы, накручивая пряди волос вокруг специального деревянного круга, а затем — вынимали каркас. В одном из интервью под названием Warrior Bjork (от англ. воин) для Chicago Tribune, вышедшего 15 мая 1998 года, Бьорк прокомментировала свой образ: «У меня была причёска, которая весила десять килограммов, специальные контактные линзы, маникюр, не дававший есть руками, широкая лента вокруг талии и высокие башмаки, в которых было очень трудно ходить».
В 2003 году на благотворительном мероприятии Fashion Rocks Бьорк снова преобразилась до неузнаваемости. Она появилась в наряде от Александра Маккуина, её лицо покрывала белая основа, на которую прикрепили переливающиеся стразы, а на голове был закреплён асимметричный парик тёмного цвета.
Александр Маккуин и Бьорк, 2003 год
В работе над обложкой Medúlla (2004) Бьорк сотрудничала с исландской художницей Shoplifter, которая часто использует в своих инсталляциях человеческие волосы. Они встретились более двадцати лет назад и за это время успели создать множество совместных работ от накладок для волос до сценических нарядов. Одной из самых известных работ стала скульптура из волос, которая была выставлена в MoMA в 2015 году в рамках ретроспективной выставки певицы и композитора. Главный куратор музея Клаус Бизенбах отметил, что: «Бьорк — необычайно инновационный художник, чей вклад в современную музыку, видео, кино, моду и искусство оказал большое влияние на её поколение во всем мире».
Фотосет для обложки альбома Medúlla
Обложка Volta (2007) стала результатом совместной немецкого модельера Бернхарда Вильхельма и британского фэшн-фотографа и создателя проекта SHOWstudio Ника Найта.
Фотосет для обложки альбома Volta
Ещё одним экспериментом стало облако из оранжевых кудрей на обложке Biophilia (2011), которое сочеталось с футуристическим платьем от Iris van Herpen и яркими тенями для век.
Фотосет для обложки альбома Biophilia
Исландская икона стиля носила несколько сюрреалистических светоизлучающих головных уборов от японской художницы и дизайнера Майко Такеды для своего тура Biophilia в 2013 году, а затем она снялась для обложки своего нового альбома Vulnicura (2015) в шапке-одуванчике и чёрном латексном костюме.
Фотосет для обложки альбома Vulnicura
На обложке последнего альбома Utopia (2017), созданного Бьорк в сотрудничестве с художником и музыкантом Джесси Канда, художником Джеймсом Мерри и визажистом Хангри, изображено гротескно накрашенное лицо певицы, частично закрытое инкрустированной жемчугом маской, повторяющей формы женского полового органа. За волосы на обложке отвечал британский стилист по волосам Рафаэль Салли. Образы, которые были опубликованы вместе с обложкой основного альбома, ещё более необычные: Бьорк носит меховой костюм, созданный брендом Paskal, на который она надевает ремни и фаллоимитатор.
Фотосет для обложки альбома Utopia
Учитывая смелый подход к одежде и творчеству, певице и композитору удаётся превосходить себя перед каждым публичным появлением. Бьорк постоянно раздвигает как эстетические, так и звуковые границы. Ждём следующего альбома и новых необычных причёсок.
Текст: Настя Павлова