Как Мартин Маржела работал с натуральными и искусственными волосами
Фото: Michael Gross
Время чтения: 7 минут
10 июня кинокомпания «Пионер» выпустила в прокат по всей России документальный фильм Райнера Хольцемера «Маржела: своими словами». Фильм об одном из самых загадочных дизайнеров современности. В нём сам Мартин Маржела рассказывает о детстве, отце-парикмахере, бабушке-портнихе, любви к куклам Barbie, для которых он придумывал и делал одежду, об учёбе в Королевской Академии Изящных Искусств в Антверпене и «антверпенской шестёрке», работе креативным директором в собственном одноимённом бренде Maison Martin Margiela (1988 — 2008) и бренде Hermès (1997 — 2003), о Дженни Мейренс, белом цвете, показах, об отношении к прессе и многом другом. В кадре присутствуют руки дизайнера, которые будто бы являются проводниками в его вселенную.
Мартин Маржела родился в индустриальном бельгийском городе Генк в семье парикмахера. Его отец владел салоном красоты, в котором стриг волосы клиентов, делал причёски и укладки. С детства Мартин испытывал интерес к волосам. Он наблюдал за тем, как они падали с клиентов на пол, как другие посетители наступали на них и «распространяли», перенося их на обуви. Бабушка дизайнера работала портнихой. Она часто экспериментировала с цветом своих волос: днём на ней мог быть каштановый цвет, а вечером уже блонд. Именно бабушка повлияла на то, что дизайнер начал заниматься модой, а первые творческие опыты проводил на куклах. Например, серый пиджак для куклы Barbie он подсмотрел на показе Ива Сен-Лорана.
Годами позже именно волосы стали отдельной частью модных шоу бренда Maison Martin Margiela. Популярные причёски в конце 1980-х состояли преимущественно из шиньонов, больших упругих кудрей и волн, напоминающих образ Клаудии Шиффер. Показ коллекции весна-лето 1989 года Мартин и Дженни Мейренс провели в XX округе Парижа. Для этого шоу Мартин советовал моделям не стричь волосы, а парикмахеру сделать для моделей всё, что угодно, но только не причёски. Уорд Стегерхук — стилист по волосам голландского происхождения прославился в начале 1990-х, работая с ведущими фотографами (Эллен фон Унверт, Хельмут Ньютон, Питер Линдберг, Стивен Мейзел) и супермоделями. Парикмахер прикрепил к волосам моделей, чья длина не подходила для начёсов, шиньоны. Он использовал много лака для волос, чтобы волосы стали спутанными и жёсткими. Ещё скреплял их шпильками. Для создания дополнительного «грубого» эффекта, Мартин «топтал» их в песке и прикреплял обратно к голове.
Показ осень-зима 1995 года отличали маски, покрывающие всю голову и бархатные платья ярких цветов. Именно на платьях были кожаные тонкие ремни с длинными кистями из волос, состриженных с париков.

Значимость анонимности для модного дома и фигуры дизайнера до последнего показа оставалась одной из главных особенностей. Маржела всячески скрывал не только своё лицо, но и лицо моделей. Именно волосы тесно связаны с идеей «обезличенности». Область, которую они покрывают важна в межличностной коммуникации. Лица моделей всячески скрывали за волосами, чёрной краской и сплошными масками. Всё внимание было приковано к одежде.
Парикам и волосам Мартин уделил и на последнем шоу весна-лето 2009 года. Тогда из множества «глянцевых» светлых париков и накладных волос он сделал двухуровневое пальто. Можно предположить, что таким образом дизайнер ответил на один из своих детских вопросов, касающийся того, что происходит с волосами после стрижки. Под гротескными плечами и свободной нижней частью, напоминающей бахрому, «скрывалась» модель из Ямайки по имени Сэм Карин Тейлор. Её лицо, включая каштановые волосы и глаза, спрятано под тканью, приближенной к телесному оттенку кожи. На голове был парик, напоминающий стрижку каскад, в цвете выбеленный блонд с тёмными корнями и удлинённой чёлкой, закрывающей лоб. Это не единственный выход, в котором волосы — это полноценная часть шоу. Несколько моделей были с париками в форме шара. Благодаря обезличенности, цветовой сдержанности в одежде и чёрному цвету декораций и подиума, каждый силуэт позволяет не отвлекаться и наблюдать за одеждой в движении.
В коллекции осень-зима 2000 года «La mode du XXL» (от фр. Мода XXL) дизайнер работал с манекенами 78-го размера. Многослойность, гиперобъём и гротескность полученных вещей опередили тренды на несколько десятков лет вперёд. Модели перемещаются под трек Анджело Бадаламенти «Розовая комната» из сериала Твин Пикс. Их походка будто бы растянута во времени и пространстве, а медленная скорость отличается от привычной походки моделей на подиуме. Длинные и густые накладные чёлки были почти у каждой модели. Они контрастировали с серьгами в форме диско-шаров.
Maison Martin Margiela
Осень-зима 2000
Волосы — это гибкая часть, позволяющая человеку видоизменять себя. А ещё — это метафора. Волосы могут рассказать о нас больше, чем мы сами. В эпоху изобилия товаров по уходу и стайлингу волосы становятся инвестицией и вложением. Они являются продуктом современности и привносят уникальность в каждый образ, поскольку их невозможно не заметить. Укрепляют свои позиции и всяческие эксперименты с цветом, поддерживается его насыщенность, как и контролируется желаемая длина волос. Появляется осознанность в выборе краски, кондиционера, шампуня, лака и других продуктов.
Белла Хадид во время показа Maison Margiela осень-зима 2017 в рамках Недели моды в Париже
Текст: Настя Павлова