Исторические факты на показах Александра МакКуина
Фото: Ann Ray
Время чтения: 4 минуты
После трагической смерти Александра МакКуина 11 февраля 2010 года была создана ретроспективная выставка «Alexander McQueen: Savage Beauty» / «Александр МакКуин: Дикая красота», проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года, и вошедшая в топ самых посещаемых выставок Института костюма музея Метрополитен в Нью-Йорке. Такой же успех она повторила в Музее Виктории и Альберта в Лондоне c 14 марта по 2 августа 2015 года.
Платье из тюля и кружева с вуалью и рогами, Alexander McQueen, осень-зима 2006–07
Дизайнер создавал свои работы с отсылками к произведениям искусства: художникам Северной Европы пятнадцатого века. Его проекты включали использование естественных и природных материалов: волос, кораллов, перьев, ракушек, рогов, дерева. Маккуин интересовался творчеством Уильяма Морриса, английским художественным движением викторианской эпохи конца девятнадцатого века под названием «Искусства и ремёсла», резчиком по дереву Гринлингом Гиббонсом, дикой природой, океанскими глубинами и Северо-Шотландским нагорьем.
Memento mori («мементо мори», с лат. — «помни о смерти») — это декоративно-прикладные элементы, изделия, символы, украшения и изображения, предназначенные как для увековечения памяти об умершем, так и для напоминания о смерти. Сам дизайнер размышлял о смерти так: «Важно смотреть на смерть, потому что это — часть жизни. Это грустно, меланхолично, но в то же время романтично. Всему есть начало и конец. Жизненный цикл даёт место новым вещам».
Выпускная коллекция из магистратуры Central Saint Martins называлась «Jack the Ripper Stalks His Victims» / «Джек-потрошитель преследует своих жертв». Основанием коллекции стали образы серийного убийцы Джека-потрошителя, который действовал в историческом районе Лондона Уайтчепеле ближе к концу XIX века, и викторианские проститутки. Известно, что одному из родственников Маккуина принадлежала гостиница, в которой проживала одна из жертв преступника. Ряд вещей дизайнер декорировал человеческими волосами. По словам Маккуина, «использование волос отсылает к викторианской эпохе. В те времена, возлюбленным дарили пряди волос, купленные у проституток. Я помещал пряди под прозрачный пластик — это было моим своеобразным лого. В ранних коллекциях я использовал собственные волосы».
Семиотический код волос в обществе меняется в зависимости от культурного контекста. Положение волос позволяет проводить с ними некоторые действия, которые маркируются или считываются другими людьми.

Для более глубокого погружения в творчество английского дизайнера можно посмотреть одноимённый документальный фильм, почитать книги, послушать интервью родных, близких и тех, кто с ним когда-либо взаимодействовал.
Текст: Настя Павлова