Волосы в культуре: шесть книг
Обложка: фотография книги #HairTests
Время чтения: 7 минут
Волосы несут в себе не только осязаемые проявления и визуальные смыслы, но и символические значения. Зачастую именно благодаря конфигурации волос на голове мы можем отличить временную эпоху Средних веков от причёсок Нового или Новейшего времени, панка от рокера, узнать о трендовых стрижках сезона, предположить к какой культуре относится тот или иной человек и даже определить состояние здоровья их владельца. А более погружённые в индустрию люди могут по технике среза отличить британскую школу парикмахерского искусства Видала Сассуна от французской школы Жака Дессанжа, «руку» Сэма Макнайта от «руки» Гвидо Палау, а также поразмышлять о том, какой смысл стилист по волосам мог вложить в причёски на конкретном показе.
Наша подборка книг о волосах будет интересна не только тем, кто непосредственно работает с ними, но и тем, кому хотелось бы заглянуть глубже, найти что-то новое или вдохновиться для дальнейших экспериментов. Забегая вперёд, хотим отметить, что самый действенный лайфхак (о котором вы и без нас, наверняка, знаете!) заключается в том, чтобы обращать внимание на интересующий объект в самых разных источниках, включая книги, кино, сериалы, соцсети, искусство, субкультуры, литературу, поп-культуру и весь окружающий мир. Иными словами, развивать насмотренность. Едва ли не из каждого культурного артефакта можно получить знания. Он может стать источником наблюдения и вдохновения, поэтому работу любого жанра фактически можно изучить с точки зрения того, какое внимание уделяется в нём волосам.
Лоран Филиппон «Волосы: мода и фантазия» (2014)
Вступление этой вдохновляющей работы начинается со слов «Я постоянно ищу новые источники вдохновения». Эту мысль мы всячески поддерживаем и сами развиваем. В книге «Волосы: мода и фантазия» парикмахер делится своими работами вперемешку с историческими кадрами из разных культур и эпох, а также берёт интервью. Своим подходом он показывает преемственность поколений, а также делает акцент на том, что волосы помогают проявить индивидуальность. Лоран рассказывает о роли различных причёсок в истории моды, показывает культовые образы из модной индустрии и селебрити, а также упоминает авторов этих причёсок.
Пьер д'Онно, Луиза Веркор «Волосы. Почему их цвет, длина и форма всегда имеют значение» (2022)
Книга графического дизайнера Пьера д'Онно и французской писательницы Луизы Веркор посвящена основным параметрам, которые есть у волос — цвет, длина и форма. На основе трёх этих категорий строится вся книга. Благодаря им авторы утверждают, что волосы и причёски были важны во все времена. Также как и их отсутствие. В книге пять глав: «Причёска власти», «Женская причёска», «Причёска и унижение», «Причёска и религия», «Непокорная шевелюра» и раздел «Знаменитые причёски».
Сьюзан Дж. Винсент «Волосы» (2020)
Работа историка культуры Сьюзан Винсент посвящена двойственному положению волос в культуре. По мнению автора волосы, с одной стороны, являются биологической материей с физическими свойствами, а с другой стороны, — волосы неотъемлемая часть идентичности человека. В своём исследовании автор выделяет шесть глав: «Уход за волосами», «От услуги до стилиста», «Искусство быть безволосым», «Каково быть волосатым», «Политика внешности» и «Вызов общественному вкусу: длинные и короткие волосы».
Hair by Guido (2014) и #HairTests (2021)
Гвидо Палау один из самых знаменитых стилистов по волосам современности. В его портфолио многочисленные работы для глянца и участие в создании причёсок для культовых показов. К примеру, Гвидо был автором всех причёсок на последнем прижизненном показе Александра Маккуина под названием «Plato's Atlantis», а также работал над образами супермоделей в культовом клипе Джорджа Майкла «Freedom! '90».

Работа Hair by Guido основана на семидесяти уникальных образах, созданных специально для книги. Визуальное путешествие по разнообразным причёскам разработано совместно Гвидо Палау с графическим дизайнером и арт-директором Эбботом Миллером, а также с фэшн-фотографом Дэвидом Симсом, редакторами Эндрю Болтоном и Тимом Блэнксом.
Недавно выпущенная книга #HairTests по признанию самого Гвидо является не фотокнигой, а альбомом идей. В ней портреты моделей, снятых парикмахером на iPhone. Отличие заключается в том, что, в предыдущей работе внимание уделялось роли Гвидо в формировании духа времени и отношении к нему как к художнику, работающему с волосами, то в #HairTests фокус смещается в сторону мастерства и таланту к созданию персонажей, которые отличают его работу от любой другой.

В интервью i-D Гвидо рассказал, что на создание этой книги повлиял его Instagram* (экстремистская организация, запрещённая на территории РФ). Фактически в ней собраны посты парикмахера.
Волосы — это важный показатель для всех нас — сознательно или нет, мы всё время смотрим на людей, даже, когда просто идём по улице. Для меня это часть моей внутренней визуальной библиотеки. Сижу ли я в ресторане или в метро, я всегда смотрю на волосы людей — это просто говорит о том, кто мы есть
Гвидо Палау
Hair by Sam Mcknight (2016)
Выход этой работы был приурочен к сорокалетнему юбилею ещё одного ведущего парикмахера современности Сэма Макнайта. Книга состоит из фотографий, охватывающих всю карьеру легенды парикмахерского искусства. Работа написана совместно с главным редактором The Business of Fashion Тимом Блэнксом, а предисловие принадлежит Карлу Лагерфельду.

В антологию вошли самые разные образы, созданные Макнайтом в течение его профессиональной жизни: от ретро до андрогинных, от романтических до сексуальных, от красных до платиновых. Также в ней представлены некоторые знаковые изображения, вошедшие в поп-культуру — например, короткая и зачёсанная назад причёска принцессы Дианы, причёска Мадонны на обложке альбома «Bedtime Stories» (1994), причёска Тильды Суинтон в образе Дэвида Боуи, укладка Леди Гаги в образе её мужского альтер-эго Джо Кальдероне, причёска Кейт Мосс на культовом снимке Патрика Демаршелье, а также многочисленные редакционные материалы, показы и рекламные кампании.
Текст: Настя Павлова