Сидни Гиларофф — создатель причёсок золотой эры Голливуда
Фото: Max B. Miller. Getty
Время чтения: 10 минут
Про эксперименты с волосами в кино и сериалах мы писали не раз. Нам всегда интересно заглядывать глубже, изучая контекст времени, фигуру автора и последующие отсылки к оригиналу. В этом материале мы смотрим на работы знакового американского парикмахера Сидни Гилароффа (1907 — 1997), который за свой профессиональный путь успел посотрудничать с главными актрисами и актёрами Голливуда, проработав на студии Metro Goldwyn Mayer около сорока лет и создав образы для более тысячи фильмов.
Гиларофф во время съёмок фильма «Займёмся любовью» в студии MGM. 1960 г.
Сидни Гиларофф родился в Лондоне в 1906 году, но был воспитан русскими родителями в канадских городах — Виннипег, Манитоба и Монреаль. Он обладал художественными наклонностями, неплохо играл на пианино и рисовал. Мечтал стать архитектором, но финансовые сложности семьи буквально вынудили его начать работать в раннем возрасте. В юности он перебрался в Нью-Йорк, где с 14 лет начал работать в универмаге Gimbels, затем разнорабочим и помощником парикмахера в салоне отеля McAlpin в Нью-Йорке. Владелец отметил целеустремленность будущего парикмахера и обучил его основам парикмахерского искусства. Именно там он придумал модную вариацию боба «shingle» клиентке, которую на тот момент не знал, а ею была Луиза Брукс. Впоследствии он получил работу в другом престижном салоне Saks Fifth Avenue на Манхэттене, где его обнаружила американская актриса Клодетт Кольбер в 1928 году. Восторженные отзывы Кольбер способствовали стремительному росту популярности парикмахера в мире театра Нью-Йорка и привлекли внимание многих знаковых клиентов таких, как Либби Холман, Джинджер Роджерс и Клэр Бут Люс. А внимание и настойчивость Джоан Кроуфорд побудили американского кинопродюсера, одного из основателей киностудии Metro-Goldwyn-Mayer, Академии кинематографических искусств и наук и инициатора ежегодной кинопремии «Оскар» Луиса Барта Майера взять его в Голливуд в 1934 году.
Для героини Дороти Гейл из фильма-сказки «Волшебник страны Оз» (1939), которую сыграла юная на тот момент актриса Джуди Гарленд, парикмахер разработал укладку с ровным пробором посередине, две косы, закреплённые небесно-голубыми лентами и переходящие в густые кудрявые хвосты.
Гиларофф сотрудничал с Гретой Гарбо во многих фильмах. Для кинообраза в фильме «Дама с камелиями» (1936) парикмахер создал кудрявую структуру волосам на каре средней длины и короткой чёлке. В киноработе «Ниночка» (1939) для неё был создан паж, который видоизменялся в течение фильма: его немного подкручивали в области небольшой чёлки, располагающейся по обеим сторонам лица. Также он добавил небольшой волнистости кончикам волос. Гиларофф укладывал волосы Гарбо во всех последующих работах, включая последний фильм «Двуликая женщина» (1941).
«Самой величайшей задачей и испытанием», — Сидни Гиларофф назвал постановку фильма «Мария-Антуанетта» (1938). Вместе с художником по костюмам он исследовал архивы костюмов и париков времён Марии-Антуанетты в Париже. Для работы потребовалось создать 2000 придворных париков (некоторые с настоящими птицами в клетках), 3000 более мелких париков для дополнительных нужд и грандиозное творение с перьями и драгоценностями для Нормы Ширер.
Парикмахер превратил Люсиль Болл из блондинки в рыжеволосую и придал ту же форму, которую носила Ингрид Бергман в фильме «По ком звонит колокол» (1943). Также он разработал причёски для героев фильмов «Филадельфийская история» (1940), «Камо-Грядеши» (1951), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), «Бен-Гур» (1959), «В джазе только девушки» (1959). Гиларофф был доверенным лицом Мэрилин Монро на протяжении многих лет, работая над последним её фильмом «Неудачники» (1961). Сообщалось, что в ночь смерти 5 августа 1962 году Монро звонила парикмахеру.
Грейс Келли обращалась к Гилароффу за укладкой к свадьбе с князем Монако Ренье III в 1956 году. Он создал для неё невысокий пучок и гладко собранные волосы, которые покрывала фата и кружевной ободок.
Мастер по волосам разработал высокую укладку на светлых волосах, которая переходила в скрученные и заплетенные в косы для Джамиллы из фильма «Кисмет» (1944), которую сыграла Марлен Дитрих. Также Гиларофф придумал ей тёмный парик для образа из фильма Орсона Уэллса «Печать зла» (1958).
Одна из последних работ художника — это работа с Клодетт Кольбер в фильме «Две миссис Гренвиллы» (1987).

Список звёзд с которыми он работал включает следующие имена: Грир Гарсон, Кларк Гейбл, Элизабет Тейлор, Роберт Тейлор, Жа Жа Габор, Ава Гарднер, Хеди Ламарр, Тайрон Пауэр, Кэри Грант, Лана Тёрнер, Лина Хорн, Кэтрин Грейсон, Энн-Маргрет, Спенсер Трейси, Фрэнк Синатра, Марлон Брандо, Джеймс Дин, Лайза Миннелли, Дебби Рейнольдс, Натали Вуд и Роберт Вагнер.

Сам парикмахер появлялся на экране дважды. Первый раз его имя использовалось в названии салона «Park Avenue Sydney's Salon», в котором происходит постановка пьесы Клэр Бут Люс «Женщины» (1939). Во второй раз он играл роль парикмахера главной героини, сыгранной Джеральдин Пейдж в фильме «Сладкоголосая птица юности» (1962).
Текст: Настя Павлова