Волосы как средство экспрессии
Фото: CUT CUT CUT
Время чтения: 7 минут
Парикмахерская CUT CUT CUT — это белое пространство, в котором есть не только яркие и подвижные объекты, но и разные текстуры. Функциональное помещение в 2018 году впервые перевоплотилось в выставочную галерею с экспозицией под названием «Do you speak Hair?». Создателем выставки стала московский архитектор и художница Катя Любавская. Этот эксперимент вдохновил нас на поиск арт-объектов для инсталляций, связанных с волосами и причёсками.
Выставка «Do you speak Hair?» в CUT CUT CUT
Французско-британская художница Алиса Андерсон известна использованием волос с автобиографической отсылкой к своему детству. Андерсон часто ждала возвращения мамы домой, и, пытаясь успокоить свои страхи и беспокойства, она вытаскивала из одежды свободные нити и наматывала их на части своего тела или на предметы вокруг себя. В одном из интервью она отметила, что воспоминания порождают образные отчёты о прошлом, а красные кукольные волосы — это её детские воспоминания о моменте перехода от нитей к волосам.
Несмотря на то, что волосы в буквальном смысле не принадлежат ей, в них до сих пор заключена персональная и интимная связь с телом: они — это автобиографический «материал». Рыжие волосы покрывают фасады зданий, внутренности галерей, «выходят» из каминов и в некоторых работах напоминают плотную паутину.
Композиции немецкого художника Симона Шуберта созданы в смешанной технике, вдохновлены сюрреализмом и произведениями писателя и основоположника театра абсурда Сэмюэля Беккета. Загадочные фигуры с волосами, покрывающими голову со всех сторон, не имеют лица, т.е. волосы выступают в качестве маски и обезличивают носителя.
Визуальное сходство таких скульптур роднит их с картиной «Репродуцирование запрещено» 1937 года авторства бельгийского художника Рене Магритта.
Рене Магритт, «Репродуцирование запрещено», 1937 год
В других инсталляциях тёмные, прямые и «бесконечные» волосы покрывают очертания женского тела в белой ванной и на возвышении, напоминающем стол или постамент.
Симон Шуберт, «Woman bathing her hair», 2006 год
Пугающие и мрачные работы Шуберта создают сложные, парадоксальные и таинственные сказочные миры, в которых поднимается тема пустоты. Наиболее знаменита серия работ «Paperwork», в которой интерьеры, архитектура и элементы мебели отображены без какого-либо намёка на присутствие в них человека.
Волосы — популярная тема работ в азиатской культуре. Многие деятели искусства используют их с отсылками на прошлое: они занимаются исследованием волос в качестве связующего объекта между эпохами. Корейско-американская визуальная художница Юни Ким Ланг выросла в Сеуле, получила степень в школе дизайна Парсонс и в Академии искусств Крэнбрука, а сейчас работает в одном из районов Лос-Анджелеса. В своих работах она использует культурные отсылки к родной стране, её интерес к пониманию собственных корней воплотился в проекте «Comfort Hair».
Юни Ким Ланг, «Comfort Hair», 2013 год
Ланг создаёт скульптуры из синтетических материалов, которые напоминают «качхе» — большие традиционные корейские парики, которые носили высокие по социальному статусу женщины. Считалось, что чем выше вес, крупнее и тяжелее парик, тем он более эстетичен. В 1788 году парики были запрещены в силу возникших противоречий с конфуцианскими ценностями сдержанности. Используя концепцию «качхе», автор стремится интерпретировать идеи прошлого и соотнести их с нормами сегодняшнего дня, раскрыть символический капитал волос, осмыслить их силу и значение.
Другая корейская художница Су Юн получила образование в Сеульском национальном университете и вторую степень в Колледже искусств и дизайна Отиса. В инсталляционных работах использует различные материалы от проволоки, нитей до фетра. Присутствие личного опыта она стремится сделать универсальным.
Ряд её изобразительных работ показывает парики «качхе» и аналоги современных шиньонов.
Волосы — это живой материал и часть человеческой идентичности, с которой осуществляется ежедневное взаимодействие, а любое действие — это социальный конструкт и результат общественных договорённостей, поэтому практики, с которыми мы каждый день сталкиваемся имеют культурную историю.

Значение волос включает в себя большой пласт прошлого, настоящего и будущего: от ухода и чистоты до конфигурации и длины самой причёски. Экспонирование натуральных или искусственных волос в выставочном пространстве — это уникальный эксперимент, который вновь обращает внимание зрителя к множественным вариациям применения волос в качестве материала. Проект и издание INFRINGE, о котором мы писали ранее, рассказывает про сами волосы и тех, кто с ними работает в социальном и культурном разрезе.
Текст: Настя Павлова