Легендарный парикмахер Кеннет Баттель
Фото: Vanity Fair
Время чтения: 15 минут
Мы не раз писали материалы о культовых парикмахерах. У нас выходили тексты про Сидни Гилароффа, Александра де Пари, Антуана и Гаррена. Эти люди формировали эпоху и создавали образы для звёзд Голливуда, первых леди и знаменитостей. В этой статье мы расскажем о биографии, ключевых клиентах и работах американского парикмахера Кеннета Баттеля, более известного по имени Мистер Кеннет.
Начало карьеры
Будущий мастер по волосам родился в 1927 году в американском городе Сиракузы и был старшим братом для четырёх сестёр. Его родители развелись, когда Кеннету исполнилось всего двенадцать лет. Для того, чтобы хоть как-то помогать семье, минимально обеспечивая её, он начал подрабатывать в раннем возрасте, сменив более трёх мест работы. Затем в течение восемнадцати месяцев Кеннет служил во флоте, а после — учился в Сиракузском университете. Также Кеннет проходил обучение в нескольких академиях красоты и подрабатывал в ресторане. Позже он нашёл работу в Starlet Beauty Bar, где придумал свою первую вариацию короткой стрижки — волнистый боб, вдохновлённый иллюстрациями из журналов 1930-х годов и названный им «клубная стрижка».
Сиракузский университет
От королевы косметики Хелены Рубинштейн до императрицы шляпного искусства Лилли Даше
В октябре 1949 года он переехал в Майами, чтобы работать в парикмахерской отеля Sorrento. А 1 июля 1950 года Кеннет переместился на Манхэттен (штат Нью-Йорк) с восемью долларами в кармане. Тогда ему предложила работу Элизабет Арден в Лексингтоне (штат Кентукки).

В 1950-е годы он работал с Хеленой Рубинштейн. Кеннет специализировался на работе, за которую мало кто мог взяться, а именно — укладке волос моделей и помощников редакторов. Мадам Рубинштейн хорошо разбиралась в рекламе и маркетинге. Она предоставляла этим женщинам парикмахерские услуги бесплатно, а иногда в обмен на упоминания в журнале. «Другие парикмахеры плохо обращались с этими девушками, чтобы они не возвращались», — говорит Кеннет. А всё потому что от них не было никаких чаевых или процентов с оказанных услуг.

Спустя четыре года произошло случайное знакомство с Жаклин Кеннеди. Первая леди пришла в салон на стрижку и укладку, но её стилист по имени Лоуренс заболел, поэтому клиента доверили Мистеру Кеннету. Мастер сказал, что её стрижка, известная как «итальянская стрижка», не подходит большим, широким скулам и маленькому лицу первой леди. Он смягчил линию и форму, а также предложил ей отрастить волосы. Знаменитая укладка в виде пышного боба, которую Баттель в итоге придумал, чтобы удлинить лицо Жаклин, сделала его самым востребованным парикмахером 1950-х годов в Нью-Йорке.
Хелена Рубинштейн
Жаклин Кеннеди
Я считал, что волосы должны быть как ткань — через них должен проникать свет, и в них должно хотеться засунуть руку. Я думал о мягких, здоровых, блестящих, нетронутых и красивых волосах, как у ребёнка.
— Кеннет Баттель
Для восстановления первородной и натуральной красоты волос, Кеннет разработал технику стрижки мокрых и нерасчёсанных волос, разделённых на секции заколками. «Я хотел сделать волосы более пышными, заставить их качаться и вращаться вместе с движениями головы».

Спустя пять лет он присоединился к команде салона красоты модистки Лилли Даше под одноимённым названием Lilly Daché. Одна из ведущих шляпниц того времени развивала не только свой магазин, но и парикмахерскую, оформленную в розово-белых тонах. В одном из самых главных парикмахерских заведений Нью-Йорка Кеннет занял ведущую позицию и возглавил салон. Тогда к парикмахеру добавились: американская кинозвезда Люсиль Болл, называвшая Кеннета «Богом», а также актриса Кей Кендалл, которую в 1957 году направила к Кеннету модель Гиллис МакГилл. Мастер буквально спас её перекрашенные рыжие волосы, которые, по словам Кендалл, делали её «похожей на Дэнни Кэя в одежде». Он коротко подстриг их и покрасил в исходный цвет.
Лилли Даше
Причёска и укладка Кеннета, созданная для Кей Кендалл, появлялась в журнале Vogue в 1957 году на портрете авторства Ирвинга Пенна. Образ стал международной сенсацией: в некоторые дни женщины выстраивались в очереди, чтобы повторить эту причёску.

По иронии судьбы к постоянным клиенткам Кеннета в 1958 году добавилась актриса Мэрилин Монро. В конце съёмок фильма «В джазе только девушки» Монро пожаловалась модельеру Норману Нореллу на то, что её волосы выпадают из-за чрезмерного обесцвечивания и химической завивки. Норман посоветовал ей обратиться к Кеннету. Результат не заставил себя долго ждать: культовая фигура нашла не только «своего» мастера по волосам, но и близкого друга.

Позже Кеннет подготовил её для вечера 1962 года, когда она пела «Happy Birthday, Mr. President» / «С днём рождения, Мистер Президент» в честь 45-летия Джона Кеннеди. Кстати, на Мэрилин было знаменитое «голое» макси-платье, которое спустя почти 60 лет, в 2022 году, наделало много шуму. Ким Кардашьян появилась в нём на Met Gala. Для того, чтобы надеть платье Ким похудела на семь килограмм, но и это не помогло: вскоре все увидели скандальные снимки испорченного наряда с разрывами и недостающими кристаллами.
Ким Кардашьян на Met Gala в 2022 году
Мэрилин Монро в 1962 году
Кроме этого, Кеннет работал с укладками актрисы в Калифорнии на последней съёмке за пять недель до смерти. Эти последние снимки Мэрилин для Vogue в июне 1962 года сделал американский фотограф Берт Штерн.
Мэрилин Монро для Vogue, 1962 год
Неслучайно, что в 1961 году он стал первым и единственным парикмахером, получившим премию Coty Award. Эта премия существовала с 1943 года по 1984 год. Сегодня её аналогом является CFDA (Совет модных дизайнеров Америки). Почётную награду мастеру по волосам, вероятно, предсказал журнал Vogue. В 1961 году редакторы издания заявили, что почти все известные женщины в мире ходили или будут ходить в его салон, который находился неподалёку от Пятой авеню.
Свой собственный салон
В 1963 году Кеннет ушёл из салона красоты Lilly Daché и открыл свой собственный салон, взяв в аренду четрёхэтажное здание на 19 East 54th Street. За вдохновением в оформлении салона он обратился к Королевскому павильону. Автор новой биографии Мистера Кеннета Джузеппе Лонго объясняет, как приморский дворец в Брайтоне нашёл своё место на одной из самых респектабельных улиц в мире.

В то время как салон Видала Сассуна был в Лондоне, а Александра де Пари в Париже, салон Кеннета располагался прямо в сердце Нью-Йорка — на Пятой авеню. Фотограф Роджер Приджент, работавший с парикмахерами отмечал: «Кеннет не был авангардистом, как Сассун. Но у него был стиль, понятный всем американцам».
Интерьер салона Кеннета в Нью-Йорке
Очарованный декадентскими интерьерами и насыщенными цветами, Кеннет использовал Королевский павильон, или, как он называл его, Брайтонский павильон, в качестве вдохновения для дизайна и декора своего салона. Он привлёк известного и излюбленного американским высшим светом декоратора интерьеров Билли Болдуина, чтобы воплотить в жизнь свою мечту. Кеннет объяснял: «Я уже бывал в Брайтонском павильоне раньше, и именно таким я хотел свой салон. Мы сочетали множество разных узоров вместе, использовали плетёную мебель, ковровые покрытия в цветочек, лаковую краску ярких цветов, драпировали стены хлопком».

Салон, известный как «Kenneth», официально был открыт 4 марта 1963 года. Парикмахер превратил салон в место веселья, почти в клуб. Настоящей жемчужиной салона, кроме безупречной стрижки и декора, был безупречный сервис и многочисленный персонал. Но находились те, у кого его интерьер вызывал другие ассоциации.
Салон Кеннета не был типичным и приторным видением красоты. Он не был резким и жёстким. Если бы вы занимались декорированием любого рода, элементы его дизайна обязательно привлекли бы ваше внимание». Однако не все могли усвоить его изысканную эстетику.
— главный редактор Vogue (1971 - 1988) Грейс Мирабелла
«Одна женщина закричала: «Я ухожу отсюда! Это похоже на бордель!», — вспоминает Кеннет. «Как вы думаете, она была в одном из них раньше?», — с юмором и «громким шёпотом» сказал Кеннет.
Знаменитые клиенты
Мистера Баттеля часто называли первым знаменитым парикмахером, ведь у него был целый список клиентов. Среди них были такие имена: Брук Астор, Ли Радзивилл, Кэтрин Грэм, принцесса Маргарет, Ава Гарднер, Джуди Гарленд, Одри Хепбёрн, Глория Вандербилт, Лорен Бэколл, Памела Гарриман, Банни Меллон, Диана Вриланд, Джейн Райтсман, Дрю Хайнц, Бэйб Палей, Розалинд Рассел, итальянская графиня Консуэло Креспи, Хедда Хоппер, Марелла Аньелли, Кэтрин Хепбёрн, Джуди Монро.

Его вклад в своё ремесло — настаивал на том, что это не профессия и не искусство — заключался в том, чтобы убедить женщин меньше полагаться на перманент, отбеливатели и лаки для волос в пользу более романтичного образа. Он усовершенствовал использование крупных бигудей для создания естественных волн.
Брук Астор
Кэтрин Грэм
Одри Хепберн
Джуди Гарленд
Парикмахер сотрудничал с известными модными фотографами, включая Ричарда Аведона и Милтона Грина. Его работы попадали на страницы Vogue и Harper's Bazaar, он работал с моделями Джин Шримптон и Шерил Тигс, стилизовал актёрский состав фильма «Долина кукол» 1967 года. А также одно из самых громких светских событий — Чёрно-белый бал Трумена Капоте, состоявшийся 28 ноября 1966 года в отеле Plaza. Для вдовы художника и портретиста Рене Буше Дениз Буше Кеннет собрал волосы в возвышающееся суфле, а затем разделил их по центру, окрасив одну сторону в чёрный цвет, а другую половину — в белый.
Чёрно-белый бал Трумена Капоте
Он укладывал волосы американской актрисы, певицы и танцовщицы Джуди Гарленд в тот вечер, когда она выступала в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Выступление на концерте в ночь на воскресенье 23 апреля 1961 года стало известно как «величайшая ночь в истории шоу-бизнеса».

Также Мистер Кеннет делал причёски главным героиням фильма «Долина кукол» (1967). Он укладывал волосы Барбары Паркинс, Патти Дьюк и Шэрон Тейт. Кстати, героиня Барбары Паркинс по имени Анна Уэллс визуально напоминала шатенку Жаклин Кеннеди.
Кадры из «Долина кукол»
Его клиенты приводили своих родственников и знакомых. То есть Кеннета посещали целыми поколениями. Например, он разработал парики для дочери Бэйб Пейли Кейт, страдающей от алопеции, Мисси Бэнкрофт отправила ему свою дочь Дженни и внучку, а филантроп Сью Ньюхаус, которая впервые обратилась к Кеннету в салоне Lilly Daché привела двух своих невесток. Золотой круг покровителей Кеннета охватывал людей самых разных профессий, включая журналистку и писательницу Лиллиэн Росс, художницу Ли Краснер и малоизвестную представительницу богемы Барбару Фелдон до её телевизионной славы. Если модель, вдова или разведённая женщина сообщала, что больше не может позволить себе услуги Мистера Кеннета, то он говорил ей: «Ты не можешь позволить себе не приходить», — цитирует Кеннета директор по моде Chanel в США Китти Д'Алессио.
Виниловая пластинка с записью выступления Джуди Гарленд
В 2002 году он назначил Кевина Ли своим креативным директором. «Кеннет изобрел современные парикмахерские услуги, — говорит Ли. «Я взял на себя ответственность продолжать и сохранять его традиции».

Сам мастер последние годы жизни проводил в загородном доме в Ваппингерс Фоллс. Там никто не знал, кто такой Кеннет Баттель. «И это меня вполне устраивает. За 54 года я ни разу не увидел своё отражение в зеркале — только своего клиента. Мне нравится знать, просыпаясь каждое утро, что я могу сделать людей счастливыми», — комментировал Мистер Кеннет (1927 — 2013).
Книга «Кеннет: элегантность стрижки» Джузеппе Лонго с предисловием от Гаррена
В биографии Кеннета Лонго раскрывает не только его выдающийся парикмахерский талант, но и исследует его закулисную жизнь и карьерные трудности, в том числе катастрофический пожар, уничтоживший его салон в мае 1990 года, а также характер мастера, его настойчивость и движение вперёд.

Через личные воспоминания самых близких людей, в том числе друзей, клиентов и бывших сотрудников, оживает человек, создавший культ классических вневременных дам. Ранее не публиковавшиеся фотографии, заметки, вырезки и оригинальные иллюстрации Джо Юлы ярко демонстрируют как его бесчисленные достижения, так и американскую сцену высокой моды прошлого века.
Книга «Кеннет: элегантность стрижки» Джузеппе Лонго
Текст: Настя Павлова